Стили воспитания в семье, ведущие к неврозу

Статья написана клиническим психологом, психотерапевтом экспертного уровня, специализирующимся на лечении неврозов.

Стили воспитания в семье, ведущие к неврозу

Статья написана клиническим психологом, психотерапевтом экспертного уровня, специализирующимся на лечении неврозов.
Родители – это первые самые значимые люди в жизни каждого ребенка. Они помогают сформировать образ окружающей реальности, заботясь, прививают определенные особенности поведения и способы взаимодействия с миром. Часто родители не задумываются о том, как сильно стили воспитания детей влияют на формирование их личности в будущем.

Мы сейчас не будет говорить о жестоком обращении с детьми. Это совсем другой вид детской травмы. В этой статье я хочу вам рассказать о самых распространенных и губительных для ребенка стилях воспитания, которые в будущем могут привести к формированию невротического расстройства.
К ним относятся:
  • гиперопека и гипоопека – ребенка любят слишком сильно или проявляют мало внимания вовсе игнорируют;
  • неврастеническое воспитание – детей любят только за их высокие достижения и послушание;
  • психастеническое воспитание – мама и папа всегда правы, они плохого не пожелают слушайся их, ведь мир так опасен.
  • гиперопека и гипоопека – ребенка любят слишком сильно или проявляют мало внимания вовсе игнорируют;
  • неврастеническое воспитание – детей любят только за их высокие достижения и послушание;
  • психастеническое воспитание – мама и папа всегда правы, они плохого не пожелают слушайся их, ведь мир так опасен.
Предлагаю подробнее рассмотреть каждый из этих стилей воспитания, ведущих к неврозу.

Гиперопека и гипоопека

Как правило, такой стиль воспитания как гиперопека в семье характерен для родителей, у которых рождается поздний, очень долгожданный или больной ребенок, а также для тех, кто совершает отказ от собственной жизни для блага детей и ради детей. Такие родители настолько растворяются в любви к своему отпрыску, что готовы положить к его маленьким ножкам всю свою жизнь, свои интересы и семью целиком. Жизнь родителя, чаще матери, обретает новый смысл с появлением младенца, а его воспитание становится самой важной задачей. Она настолько восхищена и поглощена им, что постепенно отодвигает все остальные аспекты своей жизни и семью, посвящая практически каждую минуту сыну или дочке.
Мать уверенно внушает ребенку, что он самый лучший, самый прекрасный, самый умный/красивый/успешный/талантливый и т.п. Она сама искренне верит в это и заражает его своей уверенностью. Бабушка приносит на подносе еду в кровать и убирает посуду, происходит контроль и запрет на самостоятельные действия ребенка.
Чем чреват такой стиль воспитания детей?
Ребенок с самого детства начинает думать, что он лучше всех. Ему кажется, что раз мамина (или бабушкина) вселенная сосредоточена вокруг него, то и вся остальная вселенная также должна сосредоточиться вокруг него.

Проблема в том, что это не так. Гиперопека матери порождает искаженное восприятие реальности. Такой стиль воспитания неминуемо приводит к глубокому разочарованию. Ребенок ждет такого же восхищения от сверстников, требует к себе внимания и такого же лидирующего положения в обществе. Рано или поздно ребенок окажется в ситуации, которая ему ясно даст понять, что солнце не вращается вокруг него. И даже более того – он ничем не лучше других, а возможно в чем-то даже хуже. Но для его психики осознание этого будет настолько тяжелым, что он может стать невротиком. Рухнуть с воображаемого пьедестала очень болезненно и «легче заболеть неврозом», чтобы оправдать собственное несовершенство или свои промахи, а в ряде случаев и то, что ничего по факту не достиг. Ведь для достижения нужен систематический опыт трудиться, а в семье родители многое делают за него.
Примерно также работает в воспитании гипоопека, но в обратном направлении. Если ребенку с самого детства дают мало внимания, не интересуются его жизнью и внутренним миром, не помогают и не поддерживают, ограничиваясь лишь удовлетворением базовых потребностей в еде, одежде, то у него формируется ощущение ненужности, а ему так хочется быть нужным. И болезнь неврозом помогает ему в этом, ни один даже самый черствый родитель не откажет в лечении у специалиста, обнаружив у ребенка симптомы невроза в виде ОКР, депрессии, панических атак и т.д.

Родительская любовь и здоровая забота очень важны для ребенка. Нельзя недооценивать влияние стиля воспитания на личность ребенка, поскольку в формировании невроза ведущую роль играет насколько родители способны дать именно безусловной любви. Т.е. любить не за что-то ( за пятерки, хорошесть, послушание, таланты, за то, что ребенок не мешается и не устраивает истерик и т.д.), а вопреки всему. Но тараканы в головах у родителей специфические, в каждой семье свои. И психолог-психотерапевт ищет прежде всего психологические механизмы, которые привели к появлению невроза. Ведь неврозы очень многолики.
Маленькая Ксюша жила в счастливой семье. Она обожала свою мамочку, которая никогда не жалела для нее своего времени, внимания и денег. Когда к ним приходили в гости друзья или родственники, мама часто просила Ксюшу залезть на табуретку и рассказать стишок, который они выучили накануне. И когда Ксюша его рассказывала, ей все восхищенно хлопали. И девочка ощущала себя самой счастливой на свете.

Ксюша всегда знала, что мама ей во всем поможет и поддержит. Ей не нужно было учиться с мал мала завязывать шнурки или правильно держать ложку. Мамочка все делала за нее. А еще она всегда ее хвалила, даже за самые простые и банальные вещи. Красиво моргнула, изящно присела, аккуратно встала. Мама всегда ей говорила, что она самая красивая девочка на свете. Она обещала, что если Ксюша будет хорошо учиться в школе, то вырастет и станет самой успешной и богатой.
Ксюша всегда верила мамочке, считала себя главной в семье. И как она могла ей не верить, ведь мама любила ее больше всех на свете. Даже больше, чем папу или брата-подростка. Она точно знала, что достойна в жизни самого лучшего. И вся вселенная будет настроена на то, чтобы сделать ее счастливой. И эта невротическая почва, дремлющая долгие годы, при соприкосновении с психотравмой, к которой его психика наиболее чувствительна, порождает невротические симптомы депрессии, панических атак, астении, страхов, ОКР и многие другие. Представьте трагедию такого человека, которого в последующем отвергнут или обесценят (мужчины, начальники, друзья, коллеги) или признают недостаточно талантливым… Ведь истерический невроз порождает внутриличностный конфликт внутри такого человека: «хочу внимания, принятия, любви, но не дают и не могу отказаться». Вот почему такие невротики так чувствительны к отвержению и падению самооценки.

Неврастеническое воспитание

Сегодня очень многие авторитарные родители придерживаются именно этого стиля воспитания детей в силу своей загруженности на работе, завышенной/заниженной самооценки, зависимости от мнения общества или обостренного перфекционизма. Они с самого раннего детства пытаются загрузить ребенка самыми разными должествованиями (хорошо учиться, быть дисциплинированным, достигать высот в деле и т.д.), обкладывая обязанностями, порой непосильными, чтобы тот непременно оправдал все их ожидания и инвестиции, стал визитной карточкой и гордостью семьи.

С одной стороны они преследуют благие цели – хотят, чтобы дети были успешными в будущем. Они уверены, что изучение английского языка с двух лет непременно поможет их ребенку в достижении каких-то высоких результатов во взрослой жизни. Или занятия танцами дадут возможность обрести популярность в школе, а музыкальная школа сможет сформировать чувство прекрасного. Но они не понимают, что в первую очередь ориентированы на собственные интересы и потребности.

Когда ребенок сам просится на кружок рисования или на спортивную площадку, это прекрасно. Но чаще мы встречаем детей неврастеников в будущем, которые почти каждый день с ясельного возраста посещают по несколько секций. У них попросту не хватает времени на осознание себя, своих истинных желаний, как и на созерцание окружающего мира. Они лишены детства. Зато родители могут гордиться и хвастаться родственникам и знакомым, какие у них успешные дети, считая, что выбранный стиль воспитания наиболее правильный.
И действительно от таких мам или пап часто можно услышать фразы типа «Какой ты молодец», «Как я тобой горжусь», когда ребенок справляется с поставленными задачами. Или «Ты можешь лучше», а еще «Ты плохо старался – старайся лучше», «Пока не сделаешь то, что я прошу, не пойдешь гулять», «Не ной и не плачь – жизнь вообще сложная штука» - если у ребенка не хватает желания или терпения, чтобы сделать все необходимое.

Применяя такой стиль воспитания, родители пытаются компенсировать какие-то свои мечты, ожидания или даже комплексы за счет успешности своего ребенка. И это изначально разрушающая стратегия воспитания. В таком случае очень важно объяснить самим родителям, что дети – это отдельные личности, которые не обязаны нести на своих хрупких плечах вину и ответственность за несбывшиеся мечты их родителей. В противном случае они станут неврастениками, и в будущем им придется не сладко.
Татьяна хотела ребенка, поэтому с самого начала питала море материнских чувств к маленькому свертку, который ей принесли в роддоме. Где-то на бессознательном уровне она чувствовала, что с его помощью при правильном воспитании она сможет сделать свое чадо успешным, а значит, как ей казалось, счастливым.

С детства она мечтала о том, что ее дочка должна быть лучше других. В раннем возрасте она уже приложила множество усилий, чтобы сделать из малышки чудо-чудное. Она записала ее в самый лучший садик, где были самые квалифицированные воспитатели и прекрасная развивающая программа, одевала в модные наряды. Кроме того, она решила, что нужно позаботиться о ее здоровье и фигуре заранее, поэтому в программу подготовки включила бассейн и танцы.
Татьяна не обращала внимания на то, что у ее дочери почти нет времени, чтобы просто посидеть тихонько в уголке и поиграть в куклы. Да и зачем? Она считала это бесполезным занятием, которое никак не поможет ей в будущем. Теперь представьте трагедию такого человека, который впоследствии, привыкнув с детства к подобному ритму, рвет на себе последние жилы, выжимая все, до последней капли, лишь бы заслужить любовь мамы (в последствии мужа, жены, начальника), а ресурса организма не хватает. Именно в этот момент наступает невроз, выражающийся различными симптомами. Потому, что невроз обожает такую среду повышенного стресса, хронического недосыпа, когда нервы на пределе.

Психастеническое воспитание

Как правило, такой стиль воспитания детей характерен для излишне тревожных, часто очень правильных и ответственных родителей, которые сами погрязли в страхах, комплексах и когнитивных искажениях (тест на повышенную тревожность можно пройти здесь). Возможно, даже страдают от затяжной депрессии или невроза. Они сами боятся окружающего мира, потому что в свое время сильно обожглись или тоже были воспитаны неврастениками. И поэтому подсознательно пытаются передать весь этот груз своим детям.

Нет, они не желают им зла. Напротив, они хотят оградить ребенка и всю семью от всего плохого, что может обидеть, расстроить и ранить. Им кажется, что они преследуют благие цели, но по факту они неверно готовят ребенка к вступлению во взрослую жизнь со всеми ее трудностями, странностями, радостями и печалями.

В раннем детстве обычно воспитанием ребенка занимаются мамы и бабушки, не придерживаясь общего стиля. И если у них в голове много страхов и предубеждений, то они обязательно поделятся ими со своими детьми или внуками. Это произойдет с помощью, казалось бы, обычных фраз, вроде:
  • Слушайся нас, будь хорошей девочкой, сиди в домике и не высовывайся.
  • Не гуляй с этим мальчиком. Он плохой, он тебя обидит.
  • Не ходи этой дорогой. Там опасно. Там тебя ждет маньяк.
  • Дети в школе злые, поаккуратнее.
  • В мире много несправедливостей, слушай нас, мы плохого не пожелаем.
  • Ты еще маленький и не понимаешь.
  • Слушайся нас, будь хорошей девочкой, сиди в домике и не высовывайся.
  • Не гуляй с этим мальчиком. Он плохой, он тебя обидит.
  • Не ходи этой дорогой. Там опасно. Там тебя ждет маньяк.
  • Дети в школе злые, поаккуратнее.
  • В мире много несправедливостей, слушай нас, мы плохого не пожелаем.
  • Ты еще маленький и не понимаешь.
Любые несогласованности между разными членами семьи в воспитательных воздействиях чреваты в последствии появлением внутриличностного конфликта: «Хочу, но не должен». Например: «Хочу встречаться с этой девушкой, но не должен, родителям она не нравится». «Хочу стать программистом, но мама говорит, что у меня ничего не получится, желая видеть меня экономистом». Часто проблема такого невроза в том, что человек выдает симптом в ситуации сложного выбора, ведь какой бы выбор он не сделал, всегда найдется тот значимый, которому этот выбор не понравится. И легче уйти в болезнь, чем делать выбор.
С самого детства ребенок-психастеник готовится к тому, что мир небезопасен, что люди могут предать или обмануть и его нужно бояться или хотя бы опасаться. И он впитывает эту идеологию, навязанную тревожным деструктивным стилем воспитания, после чего, даже будучи взрослым, не может адекватно реагировать на доброту других людей, на похвалу и заботу, на какие-то другие положительные проявления. Ему кажется, что везде хотят подставить, обидеть или даже наказать, будь то дом, работа, друзья, или что-то еще. Эти дети изначально живут со сбитыми настройками сознания. И перекроить их помогает только глубинная психотерапия.
Маленький Андрюша жил с мамой и бабушкой. Папа ушел из семьи уже очень давно. Малыш его даже почти не помнил. Казалось бы, у него была прекрасная жизнь, в которой есть все, что нужно для безопасности и спокойствия. Своя квартира, игрушки, одежда и, конечно же, любящая семья. И бабушка, которая всегда крестилась перед выходом на улицу, будто проживала каждый свой день как последний.

Мама Андрюши была сильно подавлена из-за ухода его папы из семьи. Ей было порой сложно справляться со своими эмоциями. И она не пыталась их скрывать от своего сына. Порой она сама ему рассказывала о своих страхах и печалях, чтобы сын ее обнял и пожалел. Она нашла в нем некую отдушину, которая помогала компенсировать ее страдания.

Мама очень переживала за Андрюшу, ведь он рос без отца. Его воспитанием занималась только она. Ей казалось, что дети будут дразнить и обижать его. Об этом она ему часто напоминала. Она не разрешала трогать собак и гладить кошек, ведь они могли заразить сына блохами или глистами. Даже обычные детские радости, такие как поедание сосулек или прыжки по лужам, были недоступны для Андрюши. Он очень много знал про микробы, про то, как сложно отстирывать пятна, и как дорого стоит одежда и порошок. А еще как тяжело приходится работать маме и бабушке, чтобы обеспечить его всем необходимым.
Загружая детей проблемами семьи, вы рискуете навредить им в самом раннем детстве.

Важно добавить, что помимо вышеперечисленных стилей воспитания, родители невротической семьи всегда имеют признаки повышенной тревожности.

Диагностировать детский невроз не сложно. Тяжелее его лечить, особенно если он запущенный и к специалисту приводится только ребенок. А ведь важно задуматься, какие стили воспитания детей применяет семья для того, чтобы была возможность что-то изменить к лучшему, сделав контакт родители-ребенок более доверительным.

Детский невроз – первые признаки

Невроз у детей проявляется иначе, чем у взрослых, но заметить его признаки достаточно просто. Изначально первые признаки невроза у детей, т.е. симптомы невроза проявляются как плохое поведение, поэтому родители и обращают на это внимание. Истерики, отказы ходить в школу, агрессия, потеря интереса, негативные реакции на просьбы.

Некоторые детки начинают заикаться, другие писаются по ночам, у кого-то появляются нервные тики, подергивания рук или ног.

Иногда симптомы детского невроза могут быть соматическими ( боли в разных частях тела, признаки психосоматики, нарушение сна или пищевого поведении и т.д.)

Важно понимать, что диагностировать у ребенка невроз может только квалифицированный врач. И только после того, как исключили все возможные соматические заболевания, которые тоже могли спровоцировать описанные выше симптомы.

Обычно родителям кажется, что просто ребенок стал непослушным – его нужно наказать или мотивировать. Но на практике это только мешает. Маму и папу могут взволновать любые звоночки, включая плохую успеваемость в школе или плохое поведение с родителями. Но важнее осознать, что причина детского невроза практически всегда скрывается в неправильном стиле воспитания, негативном примере родителей, постоянном семейном стрессе, предразводной ситуации часто с признаками домашнего психологического насилия, а также от титанической загруженности делами и уроками.

Основные правила воспитания детей

Мне кажется, что прежде чем говорить про выбор стиля и роль воспитания в развитии детей, для начала нужно обозначить простую истину. Ребенок – это маленький человек. Он – уже маленькая личность. Он – не только ваше продолжение или отрада.

Дети появляются на свет, чтобы стать счастливыми. Рано или поздно они покидают родителей. Но именно от папы и мамы зависит то, насколько подготовленными к окружающему миру станут их детки.

Прежде чем определиться со стилем воспитания ребенка, нужно признать в нем личность, отдельную от родителей. Даже если ему всего 2 годика или 5 лет, не говоря уже про подростков. Нельзя возлагать на ребенка свои мечты и надежды. Возможно, а точнее, скорее всего, у него есть или очень скоро будут свои собственные.
Дети не обязаны жить в угоду родителям. И родители должны это помнить. Занимаясь воспитанием ребенка, они должны понимать, что самая главная их задача – безусловная любовь и принятие.
И конечно же, есть определенные психологические правила и приемы, которые помогут родителям воспитать в детях самые лучшие качества и скорректировать недостатки.

Хочу отметить, что прежде чем выбрать стиль воспитания ребенка, родителям нужно начать с воспитания самих себя. Порой нам кажется, что мы идеальны и все знаем, но это не так. Не замечать в себе недостатки – это вполне естественно. Но дети – это отражение родителей. И если вы хотите, чтобы они были лучше вас, то станьте лучше сами.
Часто проблемы с воспитанием детей вызваны недовольством родителей. Повышенная раздражительность родителей провоцирует невроз ребенка. Многие дети – это двигатели, прыгатели и бегатели. А еще расбрасыватели игрушек, ломатели нужных вещей и требователи внимания. А в подростковом возрасте – отстаиватели своего мнения без опоры на ваш авторитет и это нормальная ступень взросления человека.

Становясь родителем подростка, очень важно понимать, что теперь ваша жизнь изменится. Если постоянно все контролировать, настаивая на своем, то ребенок будет усиленно сопротивляться, включая симптомы невроза, какой бы стиль воспитания вы ни выбрали. Дети, особенно подростки все чувствуют иначе, у многих из них обостренное чувство несправедливости, обиды и ощущение своей ненужности.
  • Что поощряете, то и получаете
    Дети постоянно требуют внимания родителей. Им нравится видеть их эмоции. И порой не важно, положительные они или отрицательные. Чем больше вы будете ругать ребенка за проступки, тем больше он будет их совершать. Чем больше вы будете его хвалить даже за мелочи, тем больше он будет стараться вас порадовать.

    Понятное дело, что без наказания вообще обойтись не получится. Но постарайтесь свести их к минимальной отметке. А вот хвалить можно почаще за что-то хорошее.
  • Определите границы
    Ребенок еще только познает и исследует этот мир, поэтому ему жизненно необходимы определенные границы в воспитании. Что точно можно и что точно нельзя. Но это должны быть не жесткие границы, навязанные мнением родители в стиле «Я так сказал, значит, только так и правильно». А понятные и прозрачные границы, когда ребенку четко объяснили, почему этого делать нельзя, и какие могут быть последствия. Ну и конечно, личный пример.
  • Будьте командой
    Очень важно, чтобы мама и папа объединились в вопросах воспитания детей. Часто наблюдается в семьях, когда мама, к примеру, говорит одно, а папа это опровергает или даже высмеивает ее мнение. Дети все это видят. Но они не могут определить, кто прав в этой ситуации, а кто виноват. Им еще слишком рано испытывать такие сомнительные эмоции. Они могут спровоцировать невроз.

    Если родители не смогут договориться между собой и выработать единую стратегию воспитания, то первые признаки невроза не заставят себя долго ждать. Поэтому очень важно стать командой и своим примером показать сыну или дочке, что такое дружная семья, в которой живет согласие и понимание.
  • Что поощряете, то и получаете
    Дети постоянно требуют внимания родителей. Им нравится видеть их эмоции. И порой не важно, положительные они или отрицательные. Чем больше вы будете ругать ребенка за проступки, тем больше он будет их совершать. Чем больше вы будете его хвалить даже за мелочи, тем больше он будет стараться вас порадовать.

    Понятное дело, что без наказания вообще обойтись не получится. Но постарайтесь свести их к минимальной отметке. А вот хвалить можно почаще за что-то хорошее.
  • Определите границы
    Ребенок еще только познает и исследует этот мир, поэтому ему жизненно необходимы определенные границы в воспитании. Что точно можно и что точно нельзя. Но это должны быть не жесткие границы, навязанные мнением родители в стиле «Я так сказал, значит, только так и правильно». А понятные и прозрачные границы, когда ребенку четко объяснили, почему этого делать нельзя, и какие могут быть последствия. Ну и конечно, личный пример.
  • Будьте командой
    Очень важно, чтобы мама и папа объединились в вопросах воспитания детей. Часто наблюдается в семьях, когда мама, к примеру, говорит одно, а папа это опровергает или даже высмеивает ее мнение. Дети все это видят. Но они не могут определить, кто прав в этой ситуации, а кто виноват. Им еще слишком рано испытывать такие сомнительные эмоции. Они могут спровоцировать невроз.

    Если родители не смогут договориться между собой и выработать единую стратегию воспитания, то первые признаки невроза не заставят себя долго ждать. Поэтому очень важно стать командой и своим примером показать сыну или дочке, что такое дружная семья, в которой живет согласие и понимание.
  • Уделяйте внимание
    У родителей часто бывают моменты, когда они сосредоточены на работе, проблемах или самих себе. Не всегда хватает времени не только на семью и воспитание детей, но и на искреннее доверительное общение. Но тогда лучше честно сказать ребенку, что вы обязательно с ним проведете время, но немного позже. Только не забудьте выполнить обещание.

    Гораздо хуже, если мама или папа в ущерб себе пытаются проводить время с ребенком, но сами в этот момент витают в облаках, думая о чем-то другом, постоянно дергают телефон или отвлекаются на другие дела. Дети все видят и чувствуют. Лучше уделить внимание позже, но полноценно сосредоточиться на общении, нежели для галочки делать вид, что вы хороший родитель.
  • Обращайте внимание на капризы
    Дети не всегда могут выразить то, что думают или чувствуют, с помощью слов. Часто они это выражают с помощью капризов или каких-то действий, которые родители воспринимают как плохое поведение.

    Прежде чем злиться и раздражаться, постарайтесь понять или выяснить, чем вызваны определенные желания или поступки ребенка. Возможно, сын просит очередную машинку или дочка куклу лишь потому, что ему не хватает общения с вами. У него и так полная комната игрушек, которыми он подсознательно пытается компенсировать недостаток любви или заботы. Учитесь управлять своими эмоциями и чувствами. Ведь только подарив часть своего времени, вы сможете разрешить даже самые сложные конфликты с детьми.
  • Не навязывайте свое мнение
    Истина рождается в споре. Но часто родители считают, что спорить с детьми – это неправильно или даже ниже их достоинства. Отрицая наличие у ребенка собственного мнения, желаний, эмоций, потребностей или чего-то еще, вы только усугубите ситуацию.

    Если ребенок с вами спорит, значит, он пытается обратить ваше внимание на что-то важное. Взрослея, детки все чаще будут проявлять свой характер. Так формируется их личность. Задача родителя – наблюдать и направлять их энергию в нужное русло, а не ставить дамбы или выстраивать плотины, чтобы вода текла в нужном им направлении. В невротических семьях всегда происходит некоторое подавление и запрет на проявление негативных чувств.
  • Уделяйте внимание
    У родителей часто бывают моменты, когда они сосредоточены на работе, проблемах или самих себе. Не всегда хватает времени не только на семью и воспитание детей, но и на искреннее доверительное общение. Но тогда лучше честно сказать ребенку, что вы обязательно с ним проведете время, но немного позже. Только не забудьте выполнить обещание.

    Гораздо хуже, если мама или папа в ущерб себе пытаются проводить время с ребенком, но сами в этот момент витают в облаках, думая о чем-то другом, постоянно дергают телефон или отвлекаются на другие дела. Дети все видят и чувствуют. Лучше уделить внимание позже, но полноценно сосредоточиться на общении, нежели для галочки делать вид, что вы хороший родитель.
  • Обращайте внимание на капризы
    Дети не всегда могут выразить то, что думают или чувствуют, с помощью слов. Часто они это выражают с помощью капризов или каких-то действий, которые родители воспринимают как плохое поведение.

    Прежде чем злиться и раздражаться, постарайтесь понять или выяснить, чем вызваны определенные желания или поступки ребенка. Возможно, сын просит очередную машинку или дочка куклу лишь потому, что ему не хватает общения с вами. У него и так полная комната игрушек, которыми он подсознательно пытается компенсировать недостаток любви или заботы. Учитесь управлять своими эмоциями и чувствами. Ведь только подарив часть своего времени, вы сможете разрешить даже самые сложные конфликты с детьми.
  • Не навязывайте свое мнение
    Истина рождается в споре. Но часто родители считают, что спорить с детьми – это неправильно или даже ниже их достоинства. Отрицая наличие у ребенка собственного мнения, желаний, эмоций, потребностей или чего-то еще, вы только усугубите ситуацию.

    Если ребенок с вами спорит, значит, он пытается обратить ваше внимание на что-то важное. Взрослея, детки все чаще будут проявлять свой характер. Так формируется их личность. Задача родителя – наблюдать и направлять их энергию в нужное русло, а не ставить дамбы или выстраивать плотины, чтобы вода текла в нужном им направлении. В невротических семьях всегда происходит некоторое подавление и запрет на проявление негативных чувств.
  • Слушайте и старайтесь услышать
    Для правильного и полноценного эмоционального развития ребенка очень важно самому родителю быть эмоционально взрослым, не обвиняя и не закатывая истерик, говорить с детьми по душам с самого раннего возраста. Учите ребенка выражать с помощью слов свои чувства и эмоции. Показывайте на своем примере. Говорите, когда вы радуетесь, когда вам хорошо, когда вам грустно. Только никогда не манипулируйте эмоциями вашего чада. На примере специалиста по лечению неврозов могу сказать, что родители детей невротиков нередко являются непревзойденными манипуляторами.
    Если ребенок сам хорошо понимает, что чувствует, он сможет честно об этом рассказать вам при условии того, что будет знать, что вы его не осудите, а поддержите.
    Осознайте, что у ребенка есть право, как на собственные чувства, так и на собственные желания. Вот и получается, что ребенок изо всех сил пытается заслужить вашу любовь и очень многое вам не договаривают, чтобы не расстроить. Он не обязан соответствовать всем вашим ожиданиям. Он отдельный от вас человек, и это нужно уважать. Если вы будете уважать чувства своего ребенка, то и он сделает то же самое по отношению к вам и другим близким или значимым людям. Это уменьшит его напряжение, а значит и выраженность симптомов. Многие родители считают своих детей ленивыми, не видя, что ребенку нужна помощь психотерапевта, поскольку под ленностью часто прячутся депрессии и психастении.
  • Не нагружайте сознание ребенка
    Сыну или дочери совсем не обязательно рассказывать, что вам задержали зарплату, что на работе начальник осёл, что папа влюбился в другую тётю, что бабушка ничего не понимает в воспитании, но пытается вставить свои пять копеек. Дозируйте информацию, основываясь на том, что может принять и переварить детское сознание.

    У детей должно быть счастливое и спокойное детство. Им не нужно переживать из-за конфликтов в семье. Не ругайтесь при них. Старайтесь создать дружескую атмосферу в семье, чтобы дети понимали, что дома все хорошо и их всегда ждет любящая мама.
  • Создавайте традиции
    Семейные традиции очень важны. Это тоже часть воспитания детей и формирования их личности. Они помогают родителям и детям сродниться, поскольку общая деятельность всегда сближает. Помимо общепринятых обязательно создайте какие-то собственные традиции, которые смогут выделить вашу семью на фоне других.

    Не игнорируйте уже созданные традиции в семье, чтобы создать атмосферу прочности и надежности.
  • Слушайте и старайтесь услышать
    Для правильного и полноценного эмоционального развития ребенка очень важно самому родителю быть эмоционально взрослым, не обвиняя и не закатывая истерик, говорить с детьми по душам с самого раннего возраста. Учите ребенка выражать с помощью слов свои чувства и эмоции. Показывайте на своем примере. Говорите, когда вы радуетесь, когда вам хорошо, когда вам грустно. Только никогда не манипулируйте эмоциями вашего чада. На примере специалиста по лечению неврозов могу сказать, что родители детей невротиков нередко являются непревзойденными манипуляторами.
    Если ребенок сам хорошо понимает, что чувствует, он сможет честно об этом рассказать вам при условии того, что будет знать, что вы его не осудите, а поддержите.
    Осознайте, что у ребенка есть право, как на собственные чувства, так и на собственные желания. Вот и получается, что ребенок изо всех сил пытается заслужить вашу любовь и очень многое вам не договаривают, чтобы не расстроить. Он не обязан соответствовать всем вашим ожиданиям. Он отдельный от вас человек, и это нужно уважать. Если вы будете уважать чувства своего ребенка, то и он сделает то же самое по отношению к вам и другим близким или значимым людям. Это уменьшит его напряжение, а значит и выраженность симптомов. Многие родители считают своих детей ленивыми, не видя, что ребенку нужна помощь психотерапевта, поскольку под ленностью часто прячутся депрессии и психастении.
  • Не нагружайте сознание ребенка
    Сыну или дочери совсем не обязательно рассказывать, что вам задержали зарплату, что на работе начальник осёл, что папа влюбился в другую тётю, что бабушка ничего не понимает в воспитании, но пытается вставить свои пять копеек. Дозируйте информацию, основываясь на том, что может принять и переварить детское сознание.

    У детей должно быть счастливое и спокойное детство. Им не нужно переживать из-за конфликтов в семье. Не ругайтесь при них. Старайтесь создать дружескую атмосферу в семье, чтобы дети понимали, что дома все хорошо и их всегда ждет любящая мама.
  • Создавайте традиции
    Семейные традиции очень важны. Это тоже часть воспитания детей и формирования их личности. Они помогают родителям и детям сродниться, поскольку общая деятельность всегда сближает. Помимо общепринятых обязательно создайте какие-то собственные традиции, которые смогут выделить вашу семью на фоне других.

    Не игнорируйте уже созданные традиции в семье, чтобы создать атмосферу прочности и надежности.
  • Придерживайтесь последовательности стиля воспитания ребенка
    Если вы уже определились, как будете воспитывать сына или дочь, то держите марку до конца. Нельзя постоянно менять свое мнение. Так у ребенка возникнут внутренние разногласия, а это прямой путь к неврозу. Если вчера вы говорили, что бить детей плохо, а на следующий день похвалили за то, что он отстоял свою игрушку кулаками, то ребенок так и не сможет понять, что было хорошо, а что плохо. Для нормального развития важно не только правильно выбрать экологичные стили воспитания детей, но и обеспечить им спокойную и уютную атмосферу в семье. И конечно же, показывать хороший пример.

    К примеру, если бабушка говорит, что курить плохо, а папа или мама курят, то у ребенка возникает диссонанс. Он начинает думать, что мама или папа плохой. Поэтому очень важно не только понимать, что вы говорите малышу, но и видеть, что вы при этом делаете. Родительский пример значит для детей в разы больше, чем морали и нравоучения по поводу или без него.

    Каждый родитель должен понимать, что он несет огромную ответственность не только за жизнь ребенка, но и за его физическое и психическое здоровье. Чтобы дети были счастливы и правильно развивались, нужно не только любить их всей душой, но и уважать их как личностей.

    Запомните, у счастливых родителей растут счастливые дети, поэтому важно идти в сторону собственного внутреннего роста и развития. Не забывайте, что занимаясь воспитанием, независимо от выбранного стиля воспитания детей, нужно обязательно заботиться о себе.
  • Придерживайтесь последовательности стиля воспитания ребенка
    Если вы уже определились, как будете воспитывать сына или дочь, то держите марку до конца. Нельзя постоянно менять свое мнение. Так у ребенка возникнут внутренние разногласия, а это прямой путь к неврозу. Если вчера вы говорили, что бить детей плохо, а на следующий день похвалили за то, что он отстоял свою игрушку кулаками, то ребенок так и не сможет понять, что было хорошо, а что плохо. Для нормального развития важно не только правильно выбрать экологичные стили воспитания детей, но и обеспечить им спокойную и уютную атмосферу в семье. И конечно же, показывать хороший пример.

    К примеру, если бабушка говорит, что курить плохо, а папа или мама курят, то у ребенка возникает диссонанс. Он начинает думать, что мама или папа плохой. Поэтому очень важно не только понимать, что вы говорите малышу, но и видеть, что вы при этом делаете. Родительский пример значит для детей в разы больше, чем морали и нравоучения по поводу или без него.

    Каждый родитель должен понимать, что он несет огромную ответственность не только за жизнь ребенка, но и за его физическое и психическое здоровье. Чтобы дети были счастливы и правильно развивались, нужно не только любить их всей душой, но и уважать их как личностей.

    Запомните, у счастливых родителей растут счастливые дети, поэтому важно идти в сторону собственного внутреннего роста и развития. Не забывайте, что занимаясь воспитанием, независимо от выбранного стиля воспитания детей, нужно обязательно заботиться о себе.
Автор: Клинический психолог, семейный психотерапевт Вишнякова Светлана