С чего же начинается истерический невроз?
Ребенку с детства говорят или транслируют, что он самый лучший, самый красивый или умный, т.е. в чем-то исключительный. Им восхищаются, когда он выступает на публике и постепенно он начинает думать, что он центр вселенной. Или наоборот, ему дают понять, что он самый худший в мире, что он неумеха или бесполезный, глупый или бестолковый, иногда сравнивая с другими: «А вот у твоей подруги лучше получается!» (т.е. две крайности воспитания).
При неврастеническом неврозе, родители любят только, когда ребенок послушный, удобный
или, например, когда учится на одни пятерки, и впоследствии, даже став взрослым, человек всеми силами пытается заслужить похвалу и любовь уже не от мамы или папы, а от супруги или супруга. Ведь в детстве во главу угла ставили его социальное значение, а не то, что он ценность сам по себе, пусть и без пятерок. При психастеническом неврозе (т.е. неврозе навязчивых состояний) есть противоречие между позициями воспитания родителей, мама говорит одно, а папа другое и тогда ребенок, который любит их обоих впадает в тревогу и не знает, что ему делать: как просит мама или как хочет папа? Также ребенку могут транслировать, что его мнение не важно, что родители лучше знают как надо, подавляя его решения. Впоследствии это ведет к сложностям принятия решения, есть ощущение, что ты хорош только когда не высовываешься и не имеешь своего мнения. Во всех этих примерах внутри человека возникает непреодолимый внутриличностный конфликт. При истерическом неврозе: хочу внимания, жду, что мне его дадут или сделают, как я хочу, но люди меня не слышат. Я так хочу, что не могу от этого отказаться.
При неврастении образуется другой внутриличностный конфликт: «я должен» быть хорошим специалистом, хорошей женой, хорошей мамой и т.д., «но не могу». У него высокие претензии и долженствования к самому себе. Он требует от себя. Например, нет такой памяти и внимания, чтобы учиться на 5, нет таких внешних данных, чтобы влюбить в себя этого мальчика; не могу быть хорошей мамой, так как помимо дома, еще разрываюсь на работе; нет возможности так много зарабатывать, чтобы доказать маме, какая я умница, чтобы мама гордилась мной.
При психастеническом неврозе ( невроз навязчивых состояний) в противостояние одновременно вступают какое-то сильное желания и такой же силы запрет на реализацию этого желания. Например, хочу завести семью, но маме это не понравится, ведь я должна присматривать за ней в старости. При этом мама на словах тревожится "когда же ты, наконец, выйдешь замуж", при этом бессознательно не желая отпускать дочь, т.к. боится остаться одна.
Психотерапевту приходится подробно разбирать анамнез, историю жизни, помогать встретиться и соприкоснуться со своим конфликтом, пережить нахлынувшие противоречивые и сильные переживания, чтобы человек по пазлам смог собрать себя и как-то разрешить конфликт желаний внутри. Например, не требовать любви и внимания от окружающих, а самому себе это все организовывать (при истерическом неврозе). Или отказаться от собственной высокой планки по отношению к себе, например, что я должна быть идеальной мамой, хорошей дочерью, первоклассным специалистом (при неврастении). Или, наконец, расставить приоритет в своих желаниях и долге, что на первом месте, что на втором, тогда не будет психастенического конфликта.